
Вокруг футбольного «Байкала» по-прежнему полная неопределенность. 26 февраля закрывается период дозаявок, 12 марта команде предстоит сыграть первый официальный матч весенней части первенства. Но «Байкал» до сих пор остается без главного тренера, команда потеряла большинство ведущих игроков, и фактически не начала подготовку к сезону – игроки поддерживают форму самостоятельно.
С разговора о ситуации с главной футбольной командой Приангарья начался наш разговор с Валерием Труфановым, президентом группы компаний «Радиан». Именно благодаря усилиям Валерия Николаевича профессиональный футбол в свое время был сохранен в Иркутске, под названием «Радиан-Байкал» с успехом вернувшись во второй дивизион, став предшественником сегодняшнего «Байкала», выступающего в ФНЛ.
– Валерий Николаевич, болельщиков очень тревожит ситуация вокруг сегодняшнего «Байкала». Вам она наверняка не безразлична, ведь именно вы стояли у истоков футбольного клуба?
– Я видел, как легко бывает потерять профессиональный футбол, и как тяжело его восстановить. Хочу напомнить нашу историю. Когда не стало «Звезды», то новый футбольный клуб, «Радиан-Байкал», был образован фактически на спор с тогдашней администрацией области. Мне сказали: что вы критикуете, сами возьмите и сделайте. Вот я и взялся за это дело.
Вернуть статус профессионального футбола в том же, 2009-м, году, когда образовался «Радиан-Байкал», оказалось невозможно. Нам сразу объявили в ПФЛ, что у нас нет на это никаких шансов, хотя мы могли использовать людей, профессионализм, опыт первого дивизиона. Но нам было поставлено условие, что только успешная работа футбольного клуба в любительском статусе может дать шанс продвинуться выше.
Был потрачен год на организацию любительского футбола. Год оказался успешным, интересным, а вот вся следующая зима, целиком, ушла именно на восстановление профессионального статуса. Я лично общался с Николаем Толстых, который на тот момент являлся президентом ПФЛ, это была крайне тяжелая, эмоциональная работа. Оказалось, что одних только успехов любительского клуба недостаточно для выхода во второй дивизион. Вся моя энергия и время, когда я неделями жил в Москве, показывает, что это непросто и делается не за один раз.
Показателен пример Бурятии, которая сделала правильные шаги – построила шикарный стадион, у руководства республики есть желание видеть свою команду во втором дивизионе. Но программу выхода «Селенги» на профессиональный уровень, объявленную президентом республики, уже два года не могут реализовать. Для этого нужно больше, чем простое желание. Это огромная организационная работа, которую нужно провести. Восстановить профессиональный статус в некоторых случаях бывает невозможно. Очередное возвращение во второй дивизион Иркутску могут и не разрешить. Например, Волгограду ясно дали понять, что без полного погашения обязательств предшественников, на возвращение во второй дивизион команда может не рассчитывать.
А есть регионы, которые уже махнули рукой на профессиональный футбол и отказались от борьбы за его существование. К сожалению, за последние десять лет на карте сибирско-дальневосточного футбола немало регионов, которые потеряли профессиональный статус. Новокузнецк, Кемерово, Благовещенск в свое время были представлены в первой лиге, а Находка – в высшей.
Я знаю позицию губернатора Иркутской области Сергея Левченко, который встречался с командой, министром спорта России Виталием Мутко, и прямо говорил о том, что футбольную команду нужно сохранить. Я хочу поддержать губернатора в этом стремлении как гражданин области. Ведь сохранение и развитие спорта в регионе входит в обязанности губернатора, которые были получены на основании доверия жителей области, в том числе и болельщиков. В свое время я видел тысячу благодарных глаз за победу над условным Рубцовском. Или взять хотя бы недавний пример, когда после победы хоккейной «Байкал-Энергии» над «Кузбассом» люди шли с достоинством, гордостью за регион, наполнив город радостью. И не надо лишний раз напоминать, что здоровый образ жизни, активная жизненная позиция жителей не в последнюю очередь связаны с успехами профессионального спорта.
Сегодняшняя ситуация, в которой оказался и может оказаться ФК «Байкал», для меня является личной трагедией. Во что бы то ни стало доиграть сезон – важнейшая задача.
– Вряд ли является секретом, что содержание футбольного клуба обернулось для вас нервами и значительными потерями бизнеса. А как сейчас поживает «Радиан»? Если бы была малейшая возможность, вы наверняка бы помогли команде?
– Вопрос правильный и требует честного ответа. Считаю, что те средства, которые группа компаний «Радиан» и лично я, как предприниматель, вложили в футбол, были частью нашей социальной ответственности перед обществом на тот период. Мы подняли флаг иркутского профессионального футбола и несли его до лета 2012 года. После этого я передал команду в надежные руки Сергея Ерощенко, в то время губернатора Иркутской области, и очень благодарен ему за то, что он поддержал знамя иркутского футбола.
После этого я снова занялся своим бизнесом в полном объеме. Могу сказать, что у «Радиана» сегодня есть серьезные успехи, большие перспективные планы развития, очень обширные планы развития.
К сожалению, обязательства перед акционерами и инвесторами на сегодня таковы, что мы не можем отвлекать ресурсы на проекты социальной направленности, так как нужно провести полное восстановление бизнеса. А это долгосрочный проект. Но как только заемные деньги перестанут быть определяющими для моего бизнеса, я найду формат участия в социальных проектах региона, в том числе и спортивных.
А теперь о нервах. Я вспоминаю работу в «Радиан-Байкале», как счастливое время жизни. Я видел счастливые лица болельщиков, высочайший командный дух футболистов, настоящих футбольных людей, и это было здорово. И кроме футбольного клуба у нас была очень большая работа в областной федерации футбола, с большим количеством любителей этого вида спорта, с настоящими энтузиастами футбола, с такими как Павел Кушкин, Владимир Щелкунов, и многими другими.
– А чем может привлечь сегодняшний «Байкал» потенциальных инвесторов? Команда находится в зоне «вылета», большую часть домашних матчей придется сыграть или в Красноярске, или на полях соперников. Поэтому даже на минимальную отдачу в виде рекламы на стадионе или в программках рассчитывать не приходится?
– Насколько привлекателен наш футбол сегодня? Помочь ему могут или люди по должности, или те, которые болеют футболом и имеют соответствующие возможность. Найти болеющих за футбол – счастье и удача для клуба. А вот власти за это дело ответственны напрямую. Дмитрий Медведев поддерживал футбол, когда был президентом. Владимир Путин сделал супершаг – организация и проведение чемпионата мира 2018 года. Это было мудрейшее решение правительства, которое может добавить положительного имиджа России даже больше, чем проведение олимпиады в Сочи. Но наши успехи – то, что мы попали на чемпионат Европы, а в таблице УЕФА «поджимаем» Португалию, все-таки держатся на энтузиазме небольшого количества людей.
Считаю, что главная фигура футбола – болельщик. Очень важны детские футбольные школы, хорошие стадионы. Но это средство привлечь болельщика. Почему он должен пойти на стадион? Потому что там его должны ждать, развлекать, уважать и любить. А когда болельщик пришел, тогда это стало интересно для бизнеса, с социальной и маркетинговой точки зрения.
– В 2010 году «Радиан-Байкал», в первый год своего выступления во втором дивизионе, долго шел на первом месте в турнирной таблице. Переживали, что команда уступила на финише первое место красноярцам?
– По ходу того сезона ко мне не раз подходили и знакомые, и незнакомые люди, которые говорили: давайте, рваните вперед, в первую лигу! Но у меня также были разговоры и с членами моей команды, и я серьезно говорю – лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в Париже. Более того, как ни странно это звучит, для большинства болельщиков, не хочу их обидеть, важнее победы своей команды, чем участие в каком-то большом проекте, где ты последний. Считаю, что это даже вредно. В этом отношении хороший пример – Бийск, команда которого, выступающая в третьем дивизионе, до сих пор является самой посещаемой в Сибири и на Дальнем Востоке. Я желаю на ближайшие годы сохранить профессиональный футбол в регионе и добиваться успехов во втором дивизионе, чтобы иметь статус для привлечения интереса к футболу, повышения гордости за регион. Второй дивизион представлен в нашем регионе хорошими городами, это очень высокая конкуренция. Но при этом необходимо создавать всю инфраструктуру и работать с болельщиками.
– Что вы можете сказать сегодня иркутскому болельщику, который очень переживает за судьбу иркутского «Байкала»?
– Прошлогодняя кубковая игра с ЦСКА когда тысячи иркутских любителей футбола заполнили стадион «Труд» еще раз доказала как любят в Приангарье футбол. Я всегда верю в лучшее. И не сомневаюсь в светлом будущем профессионального футбола Иркутска.